Где же взять настоящих тудоголиков?
«Никакая деятельность не может
быть прочна,
если она не имеет основы в личном интересе»
(Л. Толстой. 1. 3. 3).
Давайте
посмотрим, в какой среде больше всего трудоголиков?
Очевидно, что среди бизнесменов и предпринимателей и не секрет почему. Как
правило, в деле, заключен их наибольший прямой или опосредованный интерес.
Все их основные помыслы, со временем становятся неразрывно
связанны с работой. Так происходит, конечно, не у всех, но несомненно,
что у большинства. Ну, это бизнесмены и предприниматели, скажете вы. Работа
это их собственное дело и работают они исключительно на себя, а всех
сотрудников не сделаешь совладельцами. Как здесь поступать мы рассмотрим
позже, а сейчас, хотелось бы заметить, что начинать нужно с поиска и отбора
потенциальных трудоголиков.
Очень важно, разглядеть среди
хороших, подающих надежды кандидатов, личность, склонную как говорится к
беззаветному труду. Такой человек должен не просто трудиться, а быть
постоянно включенным в проблемы фирмы, искренне «болеть» за них, стремиться
всячески, повысить свою квалификацию и качество работы.
Известно, что к одной и той
же работе разные люди могут относиться не одинаково и как следствие, разным
будет качество их труда. В связи с этим, вспоминается
старая притча о путешественнике спрашивающего у каждого из трех каменщиков,
что они делают и получившем от каждого совершенно разные по смыслу ответы,
отражающие отношение каждого из этих людей, к выполняемой работе. Вы
помните, что первый ответил, что он таскает эти проклятые камни, проявив при
этом психологию и отношение к делу раба. Второй, заявил, что он зарабатывает
себе на хлеб, продемонстрировав отношение к работе батрака, и лишь третий
сказал, что он строит Храм. Именно вот такие «третьи» и могут стать
потенциальными трудоголиками при соблюдении,
конечно, всех остальных условий. И именно они и будут работать наиболее
качественно и эффективно. Если Ваша организация будет состоять из этих людей,
то успех почти гарантирован.
Но принять на работу хороших
специалистов, пусть даже и потенциальных трудоголиков,
еще недостаточно. Из потенциальных трудоголиков
нужно выращивать реальных, именно выращивать, как это делает садовник, растя
молодой саженец, с любовью и заботой. Только тогда молодой саженец вырастет в
крепкое и здоровое древо, дающее обильные плоды, кормящие своего хозяина.
Так и работа с персоналом,
должна в обязательном порядке строиться как минимум по двум направлениям.
Первое, это работа с коллективом в целом, а второе - лично с каждым
сотрудником.
При индивидуальной работе,
это, прежде всего проявление и опредмечивание
внутренних потребностей личности, и воздействие, путем создания условий, для
удовлетворения именно этих, актуальных на данный момент, для конкретного
человека потребностей. Ибо только в этом случае можно получить хороший
эффект, а не распыление средств организации. Только удовлетворение именно
этих, опредмеченных внутренних мотивов будет
работать на настоящее стимулирование сотрудника к работе. Именно такое
точечное воздействие, а не забрасывание персонал всевозможными, в целом хоть
и хорошими, но не значимыми для индивида в данный момент стимулами, будет
давать желаемый эффект при экономном расходовании средств.
При индивидуальном
воздействии, для получения максимального эффекта от специалиста необходимо
наличие и определенное соотношение как минимум трех элементов:
1. Присутствия внутренних интересов, желаний сотрудника.
2. Наличия внешних стимулов, воздействующих на актуальные в данный момент
потребности индивида.
3. Возможность наказания сотрудника.
Обязательным условием
является соотношение этих трех элементов в таком порядке, где сила внутренних
интересов, потребностей, желаний должна быть большей, чем внешние стимулы,
воздействующие на потребности сотрудника, а сила возможности наказания должна
быть меньшей силы удовлетворяющей потребности индивида.
Это далеко не все варианты
влияния на персонал, а только основные, базовые факторы точечной мотивации,
необходимые для возникновения желаемого нами трудоголика.
Обязательно в состав мотивирующих факторов: признание, рост, достижения,
ответственность, полномочия и т.д. должны входить и поддерживающие факторы. В
процессе деятельности необходимо также максимально сближать цели организации
и интересы сотрудника.
Воздействуя на коллектив в
целом, важно рассматривать организацию как живой, развивающийся организм,
находящийся не в вакууме, а в достаточно агрессивной внешней среде и
составляющей с ней единое целое. С элементами этой среды ему приходится
сотрудничать, соперничать, объединяться. Нельзя делать одного. Нельзя, или
скажем так, губительно не учитывать эту внешнюю среду, которая оказывает
влияние как на всю организацию в целом, так и на каждый элемент организации в
отдельности. Дело в том, что любая фирма, компания, предприятие большая или
маленькая, государственная или частная, является живой открытой системой,
составляющими единицами которой являются ее собственные сотрудники. По этой
причине, она в обязательном порядке зависима от законов человеческой группы
(их можно назвать внутригрупповыми законами) и от внешних
социально-экономических систем, окружающих ее. Для каждой организации
жизненно важно поддерживать баланс своего внутреннего и внешнего состояния.
Как клетка живого организма, находясь в состоянии активного взаимодействия с
окружающей ее средой, постоянно стремится в состояние внутреннего равновесия,
стабилизации своего состояния. Так и в организации, необходимо постоянно
отслеживать и корректировать все изменения внешней и внутренней среды с целью
сохранения ее жизнеспособности.
На главную
mailto: birkus@ ukr.net
|